В рамках осуществления надзора за деятельностью органов следствия и дознания в последнее время на территории города Дубоссары отмечается увеличение количества регистрации сообщений граждан о мошенничестве, совершенном с использованием Интернет- либо телефонных технологий.
В отличие от ранее фиксируемой практики так называемого «банковского мошенничества», прослеживается новый способ неправомерного завладения денежными средствами граждан, преимущественно пенсионного возраста. Область обманного воздействия самая чувствительная – возникновение проблем со здоровьем либо с «законом» у лиц из числа ближайших родственников (детей либо внуков).
Для того, что не попасться на уловку мошенников, нужно проявлять бдительность при возникновении ситуаций, которые характеризуются следующими особенностями.
- Попытки связаться через социальные сети или телефонные мессенджеры, зарегистрированные на иностранных граждан либо с номерами иностранных операторов.
- Шоковое психологическое воздействие за счет сообщения трагичной новости о близких родственниках (самые распространенные примеры: получение увечий в результате дорожно-транспортного происшествия, необходимость срочной дорогостоящей операции, задержание на месте якобы преступления и пр.).
Важно!!! Злоумышленники могут располагать правдивыми данными о реальных родственниках, поэтому отсылка в беседе к их персональным данным не должна вводить в заблуждение доверчивых граждан. - В случае требования передачи денежных средств бесконтактным способом, как правило, злоумышленниками передаются реквизиты иностранных банков либо данные электронных платежных систем. Если же речь идет о передаче денежных средств из «рук в руки», то для усиления эффекта правдивости либо договаривающийся по телефону, либо курьер представляется высокопоставленным чиновником системы здравоохранения или работником правоохранительного органа.
- Нагнетание паники и срочность в требовании передачи денег. Делается это с расчетом на то, что обманываемые лица не смогут оценить обстановку и безусловно выполнят требования мошенников.
В этой связи прокурор разъясняет, что при попадании в одну их перечисленных ситуаций не стоит поддаваться панике и, трезво оценив обстановку, выполнить следующие действия:
- настоятельно, абстрагируясь от провокации, потребовать полных анкетных данных звонящего лица, а также контактных данных организации, от имени которой данное лицо якобы выступает. Что касается мнимого «сотрудника» правоохранительных органов необходимо потребовать назвать, помимо ФИО, также и должность, классный чин (специальное звание), наименование структурного подразделения, место расположения служебного здания, ФИО руководителя и контактные данные дежурной части, приёмной либо горячей линии ведомства. Важно учитывать, что действующим законодательством ПМР возможность обсуждения сотрудником правоохранительного органа с гражданами служебных вопросов по телефону ограничивается лишь уведомлением о необходимости явки в назначенное время в служебное помещение для проведения процессуального действия (опрос, опознание и пр.). Никогда и ни при каких обстоятельствах сотрудники правоохранительных органов не имеют права озвучивать какие-либо требования о передаче материальных ценностей либо о заключении неких сделок в принципе и по телефону в частности;
- потребовать максимально подробного и детального описания с привязкой к конкретным обстоятельствам по месту, времени, кругу лиц той якобы сложной ситуации, в которую попал родственник (например, в случае ДТП выяснить время, место, регистрационные данные транспортного средства, возможных попутчиков, пассажиров);
- отыскать возможность незамедлительно связаться с родственником, который якобы попал в беду, либо с людьми из его ближайшего окружения (члены семьи, коллеги, сослуживцы). Если попытки связаться не увенчалась незамедлительным успехом, все равно не стоит поддаваться паническим настроениям, а следует в зависимости от ситуации обратиться по известным контактным данным в органы власти, в чьей компетенции находится разрешения якобы возникших сложностей (если речь идет о ДТП, то необходимо обратиться в дежурную часть РОВД либо УГАИ, если о заболевании, то в приемный покой, травмпункт либо горячую лини vинздрава, номера которых находятся в открытом доступе в сети Интернет, в телефонных справочниках и т.д.);
- обо всех подозрительных контактах и переговорах следует незамедлительно сообщать в правоохранительные органы на номер телефона 102 (для жителей города Дубоссары и Дубоссарского района 0215 – 102).
Подобного рода проявление бдительности и дотошности может спугнуть мошенника, который на себе почувствует вашу эмоционально-волевую устойчивость, а с другой стороны — позволит гражданам усомниться в правдивости сообщаемых сведений по причине обнаружения в них ряда нестыковок, неточностей либо же объективной невозможности пребывания родственников в некой сложной ситуации (например, когда сообщается о происшествии, произошедшем в городе либо стране, где родственник в настоящее время находиться не может).
Данные рекомендации позволят минимизировать риск оказаться жертвами мошенничества и предназначены, в первую очередь, для граждан пенсионного возраста, которые являются наиболее уязвимой с этой точки зрения социальной группой.
Андрей Черниенко, прокурор Дубоссарского района и города Дубоссары
МВД ПМР предупреждает: в Приднестровье участились случаи мошенничества
Злоумышленники звонят на домашние телефоны жителей разных населённых пунктов, как правило, из других стран. Представляются врачами, юристами, сотрудниками правоохранительных органов и сообщают, что ближайший родственник – сын или дочь – попали в аварию, находятся в тяжёлом состоянии и им срочно нужны средства на лечении или операцию.
Уже известно порядка 10-ти фактов, когда приднестровцы отдавали незнакомцам крупные суммы.
Милиция обращается ко всем: пенсионерам, их детям, внукам, соседям! Расскажите вашим знакомым и близким, что каждый из них может стать жертвой злоумышленников!