Историческая битва за Сталинград началась 17 июля 1942 и завершилась 2 февраля 1943 года.
В этой битве участвовали свыше двух миллионов человек. На стороне фашистской Германии участие принимали войска Италии, Румынии, Венгрии и Хорватии. Свыше 91 тысячи солдат и офицеров Вермахта во главе с фельдмаршалом Паулюсом и 24 генералами попали в плен.
Сталинград стал закатом немецко-фашистской армии. После Сталинградского побоища гитлеровцы уже не могли оправиться до конца войны.
В битве за Сталинград участвовало 4 образованных фронта и две армии. Командующими фронтов были генералы: А.И. Ерёменко, К.К. Рокоссовский, Н.Ф. Ватутин, М.И. Руденко. Командующими армиями были М.С. Шумилов и В.И. Чуйков. Непосредственное руководство осуществляли маршалы Г.К. Жуков и А.М. Василевский.
В преддверии 80-летней даты, я как лётчик, хочу вспомнить из материалов истории о том вкладе в достижение победы, который сделали советские лётчики.
В небе Сталинграда принимали участие 4 воздушные армии: 8, 16, 2 и 17 армии, 102 дивизия ПВО и авиация дальнего действия.
Главными задачами были прикрытие с воздуха, ведение боёв за завоевание господства в воздухе, создание воздушной блокады, оказание помощи войскам в переброске вооружений и продовольствия.
Начало битвы в воздухе было не в нашу пользу. Немцы бросили под Сталинград свои лучшие эскадры – группу Геринга, истребители ПВО Берлина, истребительную эскадру асов, на вооружении которых имелись новейшие марки самолётов «Мессершмитт – 109 (110) и их модификации. Лётный состав имел большой опыт воздушных боёв. Перевес по самолётам составлял 1200 вражеских против 300 советских. Поэтому преимущество до середины ноября было на их стороне.
Начало битвы в воздухе наши лётчики проводили в основном на самолётах И-153 и И-16. Эти модели, по сравнению с немецкими самолётами, значительно уступали. Были у нас и более современные самолёты такие, как: Як-1, Ил-2, Пе-2. Но их было мало.
Первые победы наши лётчики, по вполне понятным причинам, одерживали благодаря мужеству, героизму, ценой своей жизни. В сводках Совинформбюро сообщалось, что в период с 8 по 13 сентября трое лётчиков совершили воздушные тараны.
Лётчик-штурмовик Виктор Рогальский во время штурмовки танковой колонны противника попал под вражеский снаряд. Загорелся мотор, и он, объятый пламенем, направил самолёт в гущу фашистских танков. Хочу заметить, что подобные подвиги за период войны совершили 15 лётчиков.
Лётчик-истребитель сержант Борис Гомолко во время воздушного боя сбил один самолёт, но израсходовал весь боезапас. Из боя не вышел, а подлетел к «Хейнкелю» вплотную и винтом обрубил хвостовую часть. Но и его самолёт тоже стал сыпаться. Он выпрыгнул с парашютом и когда приземлился, то увидел двух приземлявшихся немецких лётчиков. Мгновенно среагировал и с пистолетом вступил с ними в бой. Одного из немецких лётчиков убил, а другого взял в плен и привёл к своим войскам.
В воздушных боях в небе Сталинграда отличился лётчик Владимир Лавриненков, ставший впоследствии, дважды Героем Советского Союза. За месяц боёв под Сталинградом сбил 16 самолётов. В одном из воздушных боёв он был ранен, но сумел посадить самолёт на свой аэродром. Через три дня он снова поднялся в воздух и уничтожил в бою бомбардировщик противника.
Лётчики-истребители сражались с исключительным мужеством, героизмом и отвагой.
Однажды наши истребители прикрывали группу штурмовиков. На пути встретили 25 «Мессеров». Четвёрка истребителей под командованием старшего лейтенанта М. Баранова завязала с ними бой. Остальные истребители продолжала прикрывать штурмовиков. С первой атаки Баранов сбил «Мессера», но тут же был атакован двумя фашистскими самолётами. Один из них он сбил, а второго отогнал. Бой на какое-то мгновение стих, и Баранов направился прикрывать своих штурмовиков. Но на пути встретились шесть «Юнкерсов-87», один из которых Баранов, не замедлив, сбил. В это время подошли другие фашистские истребители. Бой разгорелся с новой силой. Между тем, боеприпасы у Баранова закончились. И тогда он смело пошёл на таран, сбив в этом вылете четыре вражеских самолёта. Было и так, что Баранов за три дня боёв сбивал 7 самолётов, а всего за короткий срок в воздушных боях одержал 24 победы.
Воздушные сражения за Сталинград шли и днём, и ночью. Ночью немцам не давали покоя ночные бомбардировщики, в том числе и такие тихоходные, как У-2, которые пилотировали женщины-лётчицы.
В небе Сталинграда сражались такие асы, как: В.И. Попков, дважды Герой Советского Союза, который за годы войны сбил 47 самолётов врага лично и 13 в составе группы; дважды Герой Советского Союза майор Амет-хан Султан, лично сбивший в воздушных боях 30 вражеских самолётов и 19 в составе группы. После войны был лётчиком-испытателем в Жуковском. Погиб при испытаниях на самолёте Ту-16 в 1971 г.
Примеров героизма лётчиков в битве за Сталинград можно привести ещё тысячи. Но я хочу рассказать о подвиге тех героев, которых видел, знаю, и которые обучали меня во время учёбы в Ейском ВВАУЛ. Это был период конца шестидесятых годов, и некоторые фронтовики ещё продолжали служить и даже обучали нас полётам.
Особое внимание хочу уделить Герою Советского Союза, генерал-майору, начальнику Ейского ВВАУЛ, участнику Сталинградской битвы Ривкину Борису Мироновичу. Для тех, кто, может быть, не знает, эта должность лётная. Начальник училища должен летать и причём на всех типах самолётов, на которых проходит обучение курсантов (как правило – не менее трёх типов).
Борис Ривкин — выпускник Борисоглебской школы военных лётчиков. Обучался на самолёте И-16. В марте 1942 г. был отправлен на фронт. А уже в августе 1943 года стал Героем Советского Союза. Сбил 12 самолётов противника лично и 7 в группе.
Хочу заметить, в Борисоглебском ВВАУЛ я после окончания училища прослужил 12 лет, и в истории училища есть его имя среди выпускников – Героев Советского Союза.
А теперь об одном из воспоминаний о нём в книге:
«Красные соколы. Русские авиаторы»: «В сражениях на Сталинградском фронте, когда Ривкин защищал город на Волге и великую водную магистраль от налётов вражеской авиации, с каждым новым боем росло его мастерство не только как отважного воздушного бойца, но и как умелого организатора согласованных действий лётчиков эскадрильи.
Как-то раз в Сталинградском небе Ривкин повёл группу полка на прикрытие наземных войск. Боевой порядок состоял из двух четвёрок. Первую, летевшую ниже, вёл И.Ф. Балюк (ставший впоследствии Героем). Вторую, находившуюся выше, возглавил сам Ривкин. Когда наши истребители встретились с вражескими бомбардировщиками, Балюк развернул свою четвёрку и повёл её наперерез врагам. Охранявшие бомбардировщиков «Мессеры» бросились на четвёрку Балюка. А в это время Ривкин со своими ведомыми, ещё не обнаруженный противником, буквально свалился с высоты и с ходу ударил по врагу. Борис с короткой дистанции один за другим сбил 2 Ме-109. Отличились Балюк и другие лётчики. Всего было уничтожено 8 вражеских самолётов и 1 повреждён. Наша группа потеряла 1 самолёт».
Бориса Мироновича как начальника училища отличали высокая культура, подтянутость, пунктуальность и быстрое решение вопросов с которыми к нему обращались. Он был уважаем у курсантов и лётчиков.
В Ейское училище приезжали как с проверкой техники пилотирования, так и с целью обучения нас, курсантов, дважды Герои Советского Союза, участники Сталинградской битвы генералы А. Алелюхин и П. Головачёв, ведомый А. Покрышкина, Герой Советского Союза полковник А. Труд. Они летали в тот период с нами на самолётах УТИ МиГ-15 иМиГ-17.
Из воспоминаний:
«Именно под Сталинградом Алексей Алелюхин одержал свою самую памятную победу. Его одиночный «ЛаГГ» был атакован 4-мя «Ме-109», и он 6 раз отрывался от преследователей отвесным до самой земли, пикированием. Во время одного такого «отрыва» ему удалось сманеврировать, пропустить вперёд немца и сбить его.
Ас №2 Люфтваффе Герхард Баркхорн в своих мемуарах вспоминал, что в 1942 г. на Сталинградском фронте он «крутил карусель» с одиночным «ЛаГГом» в течение 40 мин, и противник оказался настолько достойным, что были вынуждены разойтись. Вернувшись после такого боя, Алелюхин, хоть и не был ранен, не смог самостоятельно выбраться из кабины. Ему было тогда 22 года».
На государственных экзаменах в 1970 г. председателем ГЭК в училище был генерал-майор авиации П. Головачёв. Получилось так, что когда я отвечал на вопрос по тактике, он спросил: «С какого расстояния ты будешь открывать стрельбу?». Речь шла о пушках и простейшем прицеле, который стоял на МиГ-17. Примерно такой был на наших самолётах в годы войны. Я ответил, что с расстояния 150-200 м. Он покачал головой и сказал: «Нет, сынок, так ты не собьёшь. Нужно с расстояния 50-70 м.». Его памятная подпись как председателя ГЭК хранится с большой гордостью у меня в дипломе об окончании училища.
Теперь можно представить, сколько нужно было иметь выдержки, самообладания лётчикам-фронтовикам, чтобы наверняка загнать врага в землю.
Подсчитано, что за период грандиозного сражения в небе Сталинграда лётчики совершили 113 тыс. боевых вылетов, уничтожили 4 тыс. 400 боевых и транспортных самолётов противника. Такой вклад в победу внесли не только лётчики, но и штурманы, стрелки, младшие авиационные специалисты, технический состав, службы обеспечения.
Среди участников боёв в небе Сталинграда есть житель нашего города, лётчик-истребитель Николай Александрович Филатов. На его счету 56 боевых вылетов, 6 сбитых самолётов противника лично и 2 в группе. В одном из сражений он был тяжело ранен и в дальнейшем летать уже не мог. За свои боевые вылеты он награждён орденом Красной Звезды.
Сражаясь в небе на других фронтах, звание Героя Советского Союза получил лётчик-штурмовик Н.С. Алферьев. Жители нашего города в его честь на Мемориале Воинской Славы и на Кургане у танка постоянно возлагают цветы.
Прошло 80 лет со дня окончания Сталинградской битвы. Разрушенный до основания город восстановлен, переименован в город Волгоград. За мужество, героизм, за непокорность врагу городу присвоено почётное звание «Город-герой». На Мамаевом кургане создан величественный мемориальный комплекс в честь тех, кто его защищал, кто ушёл в бессмертие.
Посещая мемориал на Мамаевом кургане, а я дважды был там, нельзя без дрожи и особого волнения его осматривать, представляя, какую цену пришлось заплатить советским воинам всей стране. В Победу в Сталинградской битве свой весомый вклад внесли советские лётчики.
Автор — Геннадий Брюхов, полковник авиации в отставке, ветеран Вооружённых сил СССР, заместитель председателя ОО «Дубоссарский совет ветеранов войны, труда и Вооружённых сил».