В Дубоссарах состоялась встреча заместителя Председателя Правительства – министра экономического развития ПМР Сергея Оболоника с представителями госадминистрации, депутатами городского и районного Совета народных депутатов, заместителями министра экономического развития, курирующими сферу ЖКХ, строительства и дорожного строительства, руководителями коммунальных предприятий, активистами общественных организаций.
Главная тема – перспективы развития коммунальных предприятий республики, которые отвечают за электро-, водо-, газо- и теплоснабжение потребителей. Обсудили на встрече и текущее состояние дорог в Дубоссарах и селах Дубоссарского района, а также меры по устранению имеющихся проблем.
Министр экономического развития Сергей Оболоник отметил, что в ходе сегодняшней встречи могут быть приняты и изменения подходов в формировании дорожного фонда, инвестиционных программ предприятий естественных монополий.
«Сейчас начинается процесс подготовки программ по восстановлению и ремонту систем водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения. Будет готовиться дорожный фонд, а также формироваться программа Фонда капитальных вложений. Необходимо определить самые болевые точки по Дубоссарскому району, на которые нужно будет обратить внимание при согласовании и подготовке программ ремонта коммунальных предприятий и при формировании дорожного фонда», – подчеркнул министр экономического развития ПМР Сергей Оболоник.
Руководитель ведомства отметил, что в республике при неизменности уровня коммунальных тарифов стоимость этих услуг растет в результате удорожания горюче-смазочных и других материалов.
Сергей Оболоник:
«Разница между тем, что платит население и тем, сколько стоит это предприятию, составляет порядка 200 миллионов рублей. Государство, к сожалению, имеет возможность профинансировать не больше 60 миллионов по всем четырем направлениям коммунальных отраслей: газо-, водо-, тепло- и электроснабжение. В таком случае мы можем ремонтировать только наиболее приоритетные и важные объекты, на которые обращают внимание главы администраций, опираясь на ваше мнение. Такая же ситуация у нас складывается и по дорогам. У нас дорожный фонд также недофинансируется. На дорожный фонд нужно каждый год направлять не меньше 400 миллионов рублей – это расчет, которого хватает на обеспечение и восстановление дорог по их износу. Но подходить к этому нужно по-другому: сначала нужно 1,5 миллиарда рублей направить на восстановление всей сети, а потом по 400 миллионов рублей выделять каждый год, чтобы содержать ее в нормальном состоянии.
Дорожный фонд у нас составляет порядка 200 миллионов рублей, приходится выбирать самые проблемные места. В этих подходах реализуется следующий механизм: часть средств дорожного фонда распределяются по протяженности дорог между районами, а часть денег идет на дороги республиканского значения. Когда появляются дополнительные деньги, формируются целевые задачи, то есть это то, что распределяется не местными советами, а направляются по решению государства.
В прошлом году 31 миллион рублей был добавлен дополнительно на местные дороги. В этом году на дороги республиканского значения было направлено 20 миллионов рублей. На сегодняшний день продефектована вся сеть – от Первомайска и Слободзеи до Каменки, и выявлены самые тяжелые участки. В следующем году распределение средств будет также по районам, где вы на местах будете определять, какие дороги в первую очередь ремонтировать».
На встрече говорилось, что одновременно решить все актуальные проблемы невозможно, но они обозначены и будут выполняться поэтапно.
Сергей Оболоник:
«Будет проведена экспертиза дорог, подготовлена независимая оценка: что нужно сделать и на какие суммы. По итогу встреч руководством министерства экономического развития будет подготовлен отчет и доведена информация, какие есть проблемы и с чем удастся справиться. Эта информация ляжет в основу подготовки программ, как естественных монополий, так и дорожного фонда. Ситуацию в коммунальной сфере подтянули за последние 3 года. Вкладываем деньги в восстановление коммунальных структур, ушли от так называемых красных линий. Речь идет о сфере энергетики. Что касается воды и тепла – ситуация сложнее, но предприятия развиваются. Если раньше мы собирали мини-котельные из импортных компонентов, то сейчас используем собственные возможности».
Глава госадминистрации Дубоссарского района и города Дубоссары Руслан Чабан рассказал, что в городе и селах района за последние несколько лет в рамках государственной программы Фонда капитальных вложений, программы выполнения наказов избирателей и муниципальных программ был выполнен значительный объем работ на социальных объектах. В первую очередь внимание уделялось детским садам и школам, в которых капитальные ремонты не проводились еще с советских времен либо от ввода зданий в эксплуатацию. Как правило, в них проводилась замена кровли, окон, дверей, систем водо- и теплообеспечения.
Руслан Чабан:
«В нескольких детских садах нам удалось выполнить фасадные ремонтные работы. Значительный объем был выполнен и по мощению территорий в детских садах и школах.
Но до ремонта Домов культуры мы не доходили, потому что приоритет сначала был учреждениям народного образования. Во время посещения сел нашего района с Президентом Вадимом Красносельским и встреч с жителями было предложено включить в программу Фонда капитальных вложений на 2022 год три Дома культуры, расположенных в селах: Дойбаны-2, Красный Виноградарь и Гармацкое. В них, в рамках первого этапа предусматривалась замена кровель. Зданиям много лет, и они уже разрушаются из-за аварийного состояния. Но когда начались боевые действия на Украине, часть программ была приостановлена, и приоритет по проведению капитального ремонта был отдан объектам просвещения и здравоохранения. При формировании республиканского бюджета на 2023 год предполагалось проведение работ в учреждениях культуры нашего района за счет средств из фонда паевых взносов. Пока до сих пор этот вопрос не решен. Мы надеемся на поддержку в этой части. Необходимо провести капитальный ремонт Домов культуры, чтобы сохранить их. Это большие села, Дома культуры в них востребованы: там занимаются дети, работают кружки и ансамбли – это центр притяжения для сельчан.
В этом году у нас начнется ремонт здания Дойбанского СВА, на базе которого будет создан Дом престарелых.Также в городе приступили к началу строительства спорткомплекса. В этом году мы впервые из местного бюджета на 100 % будем оплачивать и коммунальные тарифы бюджетных организаций. В этом году эта сумма составит 4 миллиона 700 тысяч рублей. Фактически, мы бы смогли сформировать еще одну программу для ремонта объектов. Но мы понимаем необходимость данных затрат, тем более что тарифы у нас небольшие, по сравнению с другими странами.
Что касается ремонта дорог, то согласно подсчетам, для восстановления муниципальных дорог необходимо 450 миллионов рублей. Примерно столько же необходимо для восстановления дорог государственного значения. Отличительной особенностью Дубоссарского района является то, что у нас нет Дорожного-эксплуатационно-строительного предприятия, а есть Дорожно-эксплуатационный участок. По сути, у нас нет предприятия, которое должно заниматься строительством новых дорог с асфальтовым покрытием. Зато мы освоили технологию бетонирования дорог – перевода их из гравийного покрытия в цементобетонное. Данные работы начались с 2017 года. За этот период был выполнен значительный объем работ в городе и селах. В этом году планируем сделать новую цементобетонную дорогу в селе Ново-Комиссаровка, завершить дорогу, ведущую к селу Роги. У нас был объект в этом году по государственной программе – ремонт дороги к селу Боска. Но так получилось, что эту сумму перенаправили на ремонт другого участка дороги Тирасполь-Каменка. Что касается участков восстановления дорог, то их у нас много. Ремонтируют их за счет средств муниципальных программ. Конечно, в ремонте нуждаются и подъемы к селам: наиболее затратными являются подъезды к селам Гояны и Дойбаны-1, Дойбаны-2. Мы запланировали проектирование этих дорог. Также в селе Цыбулевка необходимо восстанавливать асфальтобетонное покрытие в центральной части села и участок дороги между селами Гармацкое и Цыбулевка, центральную дорогу в селе Гармацкое, а также в селе Койково. Самым протяженным и аварийным в нашем районе является дорога в сторону Ново-Комиссаровки, Красного Виноградаря и Новых Погреб. Постепенно нужно делать и их. Безусловно, необходимы большие затраты, но это у нас в перспективе и поэтапно нужно делать».
В ходе диалога участники встречи задавали свои вопросы и высказывали предложения представителям министерства экономического развития. Речь шла о необходимости проведения ремонта в Домах культуры, дорог, о сохранении здания бывшей больницы в селе Цыбулевка, о пересмотре графика освещения улиц в сельской местности, о слабом напоре воды в сетях водоснабжения в селе Красный Виноградарь, об улучшении качества водоснабжения для жителей села Роги, о ремонте остановочных павильонов.