5 января 2020 года ушел из жизни художник Анатолий Колчак, а первого января ему исполнилось бы 97 лет. Его памяти посвящен очерк Яны Сакка, опубликованный в газете «Заря Приднестровья».
Главная муза
Она достанет из гардероба самое красивое платье, испечёт его любимый торт и поставит пластинку с мелодиями великого шансонье Шарля Азнавура. Слушая знакомую с юности песню, она не сможет сдержать слёз: «Вечная любовь, живу, чтобы любить. До слепоты и до последних дней – одна лишь ты. Жить, любя одну тебя…». В семье художников Колчак Новый год отмечали особенно. Первого января их дом всегда был полон гостей, со всего света съезжались их многочисленные ученики, чтобы поздравить с днём рождения Анатолия Ивановича Колчака.
Жизнь Анатолия Ивановича не всегда отличалась светлыми и мягкими тонами. В ней было место и тёмным густым краскам. Рано осиротев и пережив военное время, он сумел сохранить в себе веру, надежду и любовь, их он и старался запечатлеть на своих полотнах.
Какая палитра судьбы была у легендарного художника, лучше спросить у его главной музы – Нелли Михайловны Говориной. Он родился в Тирасполе, а потом ему пришлось пройти немало дорог во многих частях света, прежде чем найти своё счастье.
Первого января ему должно было исполниться 97 лет, а скончался он в канун Рождества.
О творчестве и характере
Пока остывал чай, хозяйка заботливо кормила семь кошек, чья жизнь была раньше печальной, которые нашли здесь свой приют. Супруг бесконечно любил зверушек, пташек и больше других тех, кто оказался без своего дома.
Тут и там развешаны картины – это и ранние зарисовки в период ученичества, и зрелые работы автора, самых разных стилей и направлений. Здесь и юношеский карандаш, и студенческая тушь, и зрелое масло. На них мастер изобразил своих друзей, колоритные улочки, соборы, и неизгладимое впечатление производят работы, на которых можно увидеть детей, чьё детство украла война, их глаза печальны и полны недетской мудрости.
А вот одна из моих любимейших картин – та, где показана сцена прощания юноши и девушки: он уходит на войну, и оба они понимают, что, вероятней всего, это их последняя встреча и любовь друг к другу они пронесут до конца своей жизни.
Все произведения художника отличают самобытный стиль и невероятная энергетика, которая буквально сквозит от каждого полотна.
Грели воспоминания
Наш разговор с Нелли Михайловной о самом главном человеке в её жизни продолжался больше трёх часов. Порой она говорила о любимом в настоящем времени, затем делала паузы и, вытирая слёзы, рассказывала и рассказывала о творчестве и характере Анатолия Ивановича Колчака. Перебирая старые пожелтевшие фотографии, она с умилением и радостью говорила:
«Обратите внимание: вот ему всего три года, а здесь он с футбольной командой на фронте, а вот эти снимки с Ленинградского пленэра». Огромный архив фотографий, брошюр с иллюстрациями, энциклопедий, где написано или сказано что-либо о художнике, – всё бережно хранит его супруга.
По ложному доносу отца Анатолия Колчака посадили в тюрьму, а потом расстреляли. Только спустя годы удалось выяснить имя человека, который сломал несколько судеб ни в чём не повинных людей. Нелли Михайловна поведала, что Анатолий Иванович часто вспоминал, как его мама, собрав последние крохи, купила муки и нажарила пирожков для мужа, и когда хотела передать их, то шутки ради тюремный надзиратель взял и опрокинул поднос.
Спустя полгода от переживаний и горя мама маленького Толика, которому едва исполнилось десять лет, умирает. Оставшегося сиротой и чуть было не попавшего в детский дом мальчика решает забрать родная тётя, но тот случайно теряется на вокзале и попадает в Одессу, где становится бродягой.
Начинается новая полоса в жизни Анатолия Колчака, где голод, холод и одиночество соседствуют с воспоминаниями о времени, когда по воскресеньям мама пекла сливовый пирог, а отец приносил очередного бездомного щенка. Когда было особенно тяжело, его грели воспоминания, когда в их дом приезжал сам министр связи и вручал отцу грамоту за то, что тот телефонизировал практически всю Молдавию, а маленькому Толику подарил цветные карандаши, и радости не было предела. Тогда и начался путь художника, кто в своих картинах делился с нами чувствами и переживаниями. На языке живописи он говорил всегда о красоте и любви, а значит, о вечных ценностях.
Уважение коллег
Отличник народного образования, член Союза художников Молдавской ССР, Заслуженный художник ПМР, «живая легенда», как его называли. А он смущённо улыбался и продолжал творить, до последних дней не выпускал из рук кисть и, превозмогая боль, раскрывал сложный мир человеческих переживаний, и писал, и писал гимн жизни.
А рядом всегда была та, которая не спала ночей, обивала пороги врачей, только бы вымолить ещё один день жизни у судьбы для Анатолия Ивановича, который тяжело болел в последнее время.
Редкое качество для художника – уметь не завидовать своим коллегам, а восхищаться их творчеством, поэтому Анатолий Колчак пользовался уважением среди коллег по кисти. За свою жизнь он воспитал несколько поколений художников. Ученик знаменитого Александра Фойницкого, он сам стал наставником для многих выдающихся художников современности.
Художник Евгений Горников, ученик Анатолия Ивановича, говорил часто на его выставках:
«Он всегда делился творческими подсказками. Это очень редкое качество среди людей искусства».
С теплотой всегда говорил о мэтре и художник Сергей Панов:
«Благодарю за участие Анатолия Ивановича в моей творческой судьбе. Мой отец, обувщик, когда мне было 16 лет, показал ему мои работы. Он сказал ему, что у меня есть способности к живописи».
Выбрала его
В апреле 1944 года, когда началась весна освобождения южного края, в том числе и Одессы, тысячи мальчишек встали в очередь записываться на фронт. И юный Анатолий Колчак попал в эшелон новобранцев, который и отправили в летний лагерь на курсы военной подготовки. Но фронт был рядом: бомбёжки, взрывы, и огонь уничтожили почти весь эшелон, Анатолий чудом выжил. Впрочем, в его жизни не раз случались чудеса.
И уже в начале 45-го, когда пришёл призывной возраст, он был призван в Красную Армию и продолжил службу в Германии.
В 1947 году по болезни его комиссовали, и он вернулся домой. Вскоре поступил в художественное училище им. И.Е. Репина в городе Кишинёве, а после его окончания преподавал в нём семнадцать лет вместе с супругой Нелли Михайловной.
Познакомились они, будучи студентами, и любовь между ними возникла с первого взгляда. Нелли Михайловна рассказывает, что любовь была настолько возвышенной, что Анатолий Иванович даже спрашивал разрешения, чтобы поцеловать её в щёчку. Кавалеров было много, вспоминает Нелли Михайловна, но полюбила его – молодого, умного, безумно талантливого. В счастливом браке у них родился сын Виктор, тоже, кстати, художник.
Стоит сказать, что Нелли Михайловна была одной из лучших учениц на курсе и ей прочили блестящее будущее, но она решила посвятить всю себя Анатолию Колчаку, для того чтобы творил он.
Бессеребренник
Свадьба была весёлой, а на столе у студентов была только буханка чёрного хлеба, кусок ливерной колбасы и бутылка «Вин де масэ». Несмотря на то что картины Анатолия Колчака экспонируются в музеях и частных собраниях Японии, Германии, Израиля, Голландии, США, Франции, России, Украины, Молдавии и Приднестровья, он всю жизнь жил как бессеребренник. Долгое время в их доме не было теплоснабжения и водопровода, и благодаря администрации города их провели.
Обрели друзей
Анатолий Иванович никогда ни о чём никого не просил и оставался всегда при своём мнении, быть может, поэтому, за строптивый характер, его долго не принимали в Союз художников. К тому же раздражало многих, что у художника такая же фамилия, как и у руководителя «белого движения» адмирала Александра Колчака.
В память о своём отце художник принципиально не менял фамилию и часто подвергался давлению. Впрочем, для любимой «Муси» – так он ласково называл свою супругу – художник не хотел создавать сложностей и попросил остаться при девичьей фамилии.
Из Кишинёва, который захлестнула волна национализма, супруги-художники переехали в Дубоссары и были очарованы тихой и неторопливой жизнью, удивлены искренностью и добротой местных жителей. Тут они обрели и верных друзей.
В завершение нашей беседы Нелли Михайловна со слезами произнесла:
«Мы прожили больше шестидесяти лет вместе, а время пролетело так быстро! Я безумно по нему скучаю. Для меня каждый день без него мука. И жила я на свете, чтобы его любить…».