Юрий Николаевич Филатов относится к плеяде звёзд мирового спорта и считается эталоном спортсмена-гребца.
Родился 30 июля 1948 года в городе Ново-Ушице Хмельницкой области в семье военного лётчика, ветерана Великой Отечественной войны.
В 1951 году семья переехала в город Дубоссары на строительство 1-й электростанции на Днестре –Дубоссарской ГЭС, где и прошло детство Юрия Николаевича. Учился в СШ №2 и одновременно занимался спортом на Дубоссарской республиканской гребной базе, которую по праву называли колыбелью гребли на байдарках и каноэ в Молдавии. Успех дубоссарских мастеров весла на самых представительных соревнованиях, включая и международные, принесли городу известность как одного из ведущих спортивных центров.
В этом высоком престиже большая заслуга принадлежит Юрию Николаевичу Филатову. Его имя включено в книгу звёзд мирового спорта. Ярким и стремительным было восхождение Ю. Филатова на эту высоту.
Вскоре после начала занятий под руководством заслуженного тренера МССР В. Я. Марченко на Дубоссарской республиканской гребной базе, в 1963 году Юрий начинает выдвигаться в число лучших. От гонки к гонке растёт его мастерство, а с ним и список побед. Первое и призовые места на чемпионатах республики и страны среди юношей, юниоров и взрослых, Кубках Днестра, Днепра, СССР, лично-командных состязаниях сильнейших гребцов Советского Союза.
В 1970 и 1971 годах Ю. Филатов стал чемпионом Мира среди взрослых. Ему была доверена роль загребного в самом престижном классе лодок: байдарке-четвёрке. (До этого несколько лет советские «четвёрки» не добивались лучших результатов на крупных соревнованиях).
С 1972 по 1976 год Ю. Филатов, комсорг сборной команды СССР по гребле, возглавлял экипаж байдарки-четвёрки, который не знал себе равных, и завоевал много высоких наград.
В 1972 году Юрий Филатов стал олимпийским чемпионом, завоевав золотую медаль на Олимпийских играх в Мюнхене, возглавляя экипаж байдарки-четвёрки. Вторую золотую медаль Юрий Николаевич получил за победу на Олимпиаде в Монреале в 1976 году.
В 1977 году заслуженный мастер спорта СССР Юрий Филатов стал старшим тренером ЦСК ВМФ СССР по гребле, тренером сборной Советского Союза. Подготовил плеяду чемпионов, в том числе и Олимпийских игр.
Кавалер орденов «Знак почёта» и «Трудового Красного Знамени», заслуженный мастер спорта СССР, двукратный чемпион Олимпийских игр, двукратный чемпион мира, 10-кратный чемпион Советского Союза, заслуженный тренер Советского Союза, капитан I ранга в запасе, Юрий Николаевич Филатов сейчас на пенсии. Проживает в Москве. Часто бывает в своём городе — городе детства и юности, где жил и похоронен его отец Николай Александрович Филатов.
В нашем городе с 2001 года проводятся международные регаты по гребле на байдарках и каноэ в честь двукратного олимпийского чемпиона Филатова Ю.Н.
Юрий Николаевич неоднократно подчёркивал, что свои победы он посвящал и Дубоссарам.
Г. Киселева, ст. научный сотрудник Дубоссарского историко — краеведческого музея,
отличный работник культуры МССР
Воспоминания тренера о Юрие Филатове
В короткой жизни каждого спортсмена, даже самого удачливого и стабильного, случаются срывы. А тем более у команды, в которой четыре гребца. Такая неудача подстерегла наших байдарочников на родном канале в 1969 г., где разыгрывался чемпионат Европы. Право, после дуйсбургской регаты ни тренеры, ни спортсмены, ни зрители не ожидали такого сбоя и потери скорости у нашей четверки.
В гонке на дистанцию 1000 м, как и в марафоне, мы выставили по два квартета. Экипаж с загребным Чужиковым, где в этот раз греб и Валерий Диденко, был заявлен на обе дистанции. Но, увы, гонки у наших парней не заладились. На дистанции 1000 м они заняли лишь 4-е место, а в марафоне и того хуже — 5-е. Слабым утешением для байдарок-четверок была «бронза» на 1000 м в экипаже с загребным Александром Шапаренко, в котором были два других локомотивца — Юрий Стеценко и совсем молодой Юрий ФИЛАТОВ.
После столь огорчительной неудачи в Химках нужно было срочно формировать состав нового экипажа четверки. Гонки в Москве показали, что наша старая олимпийская гвардия устала, а скорости тем временем выросли. Нужны были дерзкие, честолюбивые гребцы новой волны. Одним из таких гонщиков был ученик моего товарища из Молдавии Вадима Качура — гренадерского роста, обаятельный Юра Филатов, которому едва исполнилось 19 лет. Впрочем, к тому времени Юрий переехал в Киев и стал тренироваться вместе со своим тезкой Стеценко в школе Николая Петровича Костюченко.
Чемпионат мира 1970 г. состоялся в Копенгагене. В гонке на олимпийскую дистанцию 1000 м мы, что стало неожиданным для соперников, выставили практически новый экипаж. Из опытных гребцов в нем остался один Владимир Морозов, несгибаемой воли человек, трехкратный олимпийский чемпион. Роль загребного доверили Юрию Филатову, а на последующих трех номерах сидели Валерий Диденко, Юрий Стеценко и Морозов. Все гонщики, кроме Морозова, были воспитанниками «Локомотива».
В начале 70-х годов в спор за высшие награды в гребле на байдарках и каноэ активно включились спортсмены ГДР. Теперь мы должны были считаться с командами этой страны, которых отличала самобытная школа, высокие скорости, умение подойти в наилучшей спортивной форме к самым главным регатам. Именно немецкие гребцы оказались нашими главными соперниками в решающем заезде. Мы очень волновались за исход этого поединка на голубых дорожках. Нас интересовала не только судьба золотых медалей. Более существенным было другое — удачен ли наш поиск экипажа, верны ли методика и стратегия подготовки к приближающейся XX Олимпиаде?
Загребной Юрий Филатов блестяще провел гонку. Гребцы работали слаженно, четко, любо-дорого было смотреть. Все попытки немецких гребцов взять инициативу гонки в свои руки были хладнокровно пресечены. Победа! Горький урок на канале в Химках пошел впрок. По возвращении из Копенгагена Юрию Филатову, Юрию Стеценко и Валерию Диденко было присвоено звание заслуженного мастера спорта. Николай Петрович Костюченко удостоился звания заслуженного тренера СССР.
Итак, поиск боеспособного экипажа четверки принес успех. Теперь передо мной стояла задача поддерживать форму экипажа в течение двух лет, а к олимпийской регате в Мюнхене выйти на рубеж еще более высоких скоростей. В Копенгагене наши парни прошли дистанцию за 3.06,37, что считалось гроссмейстерским временем. Но… это было вчера. И мы, приглушив в себе звуки победных фанфар, начали подготовку к новым регатам.
Савское озеро в Белграде знают многие поколения гребцов. Водоем расположен почти в самом центре Белграда, живописном и любимом жителями месте отдыха. Нетрудно представить, с каким интересом наблюдают белградцы за регатами сильнейших гребцов мира. Не был исключением и чемпионат мира 1971 г., ставший предолимпийской репетицией.
Рекордное количество стран — 25 приняли участие в IX чемпионате мира. Уже в первом предварительном заезде заставили обратить на себя внимание традиционно сильные команды Румынии, Венгрии, а также ГДР. Но даже и среди этих именитых экипажей выделялась команда ФРГ — рослые, атлетического сложения парни. Финальная гонка прошла на высочайших скоростях. Немецкая четверка — хозяева будущей олимпийской регаты — показали превосходное время — 3.06,194. Это лучше, чем год назад было у чемпионов мира. Ну а сами чемпионы во главе с Юрием Филатовым? Три железнодорожника и армеец прошли дистанцию еще стремительнее — 3.05,006! Вот как красиво была завоевана победа на Савском озере! Теперь впереди был олимпийский Мюнхен — гребной канал Фельдмохинг.
Казалось бы, лететь и лететь нашей экспресс-четверке вперед, не зная пробуксовки. Но терниста дорога к Олимпу. За два месяца до Олимпиады мы отправились в Румынию, на Снаговскую регату. Приехали фаворитами, а уезжали с соревнований мрачнее тучи. «Конец русской гегемонии» — под такими заголовками некоторые местные газеты поместили репортажи с гонок. И журналисты были правы — в финале нашу четверку обошли сразу четыре лодки.
Мы сделали все, чтобы не впасть в уныние, избежать упреков друг другу, и сосредоточенно принялись работать. До Олимпиады оставалось два месяца — это и мало и много. Смотря как использовать время… Подготовка шла в атмосфере доверия, дружбы, полного взаимопонимания.
В Мюнхене на Играх XX Олимпиады байдарочники и каноисты завершали программу Игр, их выступление стало венцом блестящей победы олимпийской команды Страны Советов, завоевавшей 50 золотых медалей. Вот как было оценено их выступление руководством делегации: «Украшением олимпийских соревнований стали выступления наших гребцов на байдарках и каноэ: шесть золотых медалей из семи. Это может показаться чудом…».
А кульминацией этого чуда на Фельдмохинге стал заезд байдарок-четверок. «Реди, гоу!» — звучит судейская команда, и одновременно в небо взвивается ракета: пошли! Легкие лодки вспарывают воду, гребцы, сразу же набрав высочайшую скорость, рвутся на финиш. Темп около 120 ударов в минуту. В какой-то момент забываю о своих тренерских обязанностях, залюбовавшись работой моих парней. Крылья-весла ритмично взлетают над водой, чтобы тут же уйти в ее синеву и с еще большей мощью сделать проводку. Не плывут — летят байдарки. И впереди красные майки нашего экипажа.
Метров за двести пятьдесят загребной румынской лодки Аурел Вернеску предпринимает попытку достать наших гребцов — темп достигает уже 124 ударов в минуту. А следом за румынами в погоню включаются и норвежцы. Но я уже вижу, я уверен, что филатовский квартет не достать. Не лодка — экспресс на воде! Последний спурт — последнее золото Олимпиады-72 наше, советское!
Юрий Стеценко, как самый старший из этой великолепной команды, раньше своих товарищей повесил «сушить» весло. За большие успехи в спорте коммунист Юрий Николаевич Стеценко был отмечен высокими правительственными наградами — орденом «Знак Почета» и медалью «За трудовую доблесть». Закончив Киевский институт физкультуры, он быстро проявил себя на научном поприще — стал кандидатом педагогических наук. Почетный железнодорожник Юрий Стеценко сегодня трудится в том же институте физкультуры, является вожаком вузовской партийной организации. Когда он заполняет какую-либо анкету, где есть графа «Спортивное общество», непременно напишет: «Локомотив».
Валерий Диденко и после триумфа в Мюнхене продолжал успешно выступать в большой гребле. Был чемпионом страны, призером крупных регат. На чемпионате мира 1973 г. в составе опять же четверки получил серебряную медаль. Награжден орденом «Знак Почета». После завершения своей карьеры спортсмена стал тренером. Некоторое время мы работали рядом в сборной команде страны. Мне думается, что Валерий Антонович Диденко пока еще не проявил себя в полной мере на тренерском поприще.
Юрий Филатов — выдающийся гребец, оставивший яркий след. Через четыре года в Монреале Юрий привел к победе наш новый экипаж, стал двукратным олимпийским чемпионом. Родина по достоинству отметила заслуги спортсмена, капитана сборной команды СССР, наградив его двумя орденами — Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», медалью «За трудовую доблесть».
В 1972 г. Филатов закончил Киевский институт физической культуры, а через два года был призван на военный флот, стал морским офицером. Мне довольно продолжительное время довелось работать с Юрием Николаевичем в сборной команде страны, где он обычно готовил экипажи байдарки-четверки. За успехи учеников в международных соревнованиях «Дружба-84» Филатову было присвоено звание заслуженного тренера СССР.
И. Писарев, заслуженный тренер СССР
Апрель 1944 года. Освобождение города Дубоссары
Данные по городу Дубоссары первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года
Да святится имя твое (новое об истории города)
Дубоссары. Основание и развитие города до 1917 г.
Дубоссары. Кровавый сентябрь сорок первого
Из истории православного прихода Всехсвятской церкви г. Дубоссары
Исторические личности. Михаил Кутузов — выдающийся полководец России
Исторический очерк к 55-летию Дубоссарской школы гребли
Размен послов по Ясскому миру 1791г. в Дубоссарах при участии М.И. Кутузова
Село Гармацкое в трудах Подольской епархии «Историко-статистического комитета». Выпуск 9-й. 1901 год
Герой Советского Союза Алферьев Николай Семенович
Народный артист России Бабятинский Валерий Константинович
Митрополит Гавриил Бэнулеску-Бодони
Литературный критик Грекул Исаак
Поэт и писатель Миронов Филипп
Заслуженный врач МССР Нестеров Иван
Поэт и писатель Пономарь Фёдор
Профессор Склифосовский Николай
Книгоиздатель Стрельбицкий Михаил
Книга памяти защитников Приднестровья Дубоссарского района и города Дубоссары
Воины Советской Армии погибшие в годы Великой Отечественной войны
Список расстрелянных осенью 1941 года евреев
Жители села Гояны погибшие на фронтах Великой Отечественной войны
Жители села Лунга погибшие на фронтах Великой Отечественной войны
Жители села Лунга расстрелянные фашистами в годы оккупации 1941-1944
Воины Красной Армии погибшие при освобождении села Лунга в 1944 г.
- И. Шорников. «Зондеркоманда в Дубоссарах»
- И. Рубин. «Дубоссары — книга памяти»
- А. Москалёва (Векслер). «Дубоссарская трагедия, сентябрь 1941 г.»
- В. Дюкарев. «Дубоссары 1989-1992 гг. За кулисами политики»
- Альтернативный взгляд на историю образования города Дубоссары (часть 1)
- Альтернативный взгляд на историю образования города Дубоссары (часть 2)
- Альтернативный взгляд на историю образования города Дубоссары (часть 3)
Карта, изданная в Вене около 1790 года с границами Едисанской орды.
Карта кампаний второй Русско-турецкой войны 1788-1790 гг.
Карта составленная Австрийским Генштабом перед Первой мировой войной.
Карта составленная Л. С. Бергом на основании данных В. Н. Бутовича 1907 года. Петроград 1924.
Немецкая оперативная карта показывающая ход боевых действий в период июль-август 1941