Из истории православного прихода Всехсвятской церкви г. Дубоссары

Всехсвятская церковь г. Дубоссары

Кафедральный собор Всех святых
г. Дубоссары

Всехсвятская церковь г. Дубоссары была основана в 1797 г, по благословлению митрополита Гавриила Бонулеску-Бодони (митрополита Днепровского и Таврического).

Строительство было завершено в 1804 г. и тогда же церковь освятили. Известно, что строился храм на средства купца Михаила Зоянова и его компаньона Ивана Шевича, а плотничьи и столярные работы для церкви выполнял мещанин Михаил Касьянов. Первым настоятелем храма был Никита Климентьев, затем Иоанн Стифанови.

В 1832 г. при Всехсвятской церкви состояло 11 мужчин и 11 женщин церковно- и священнослужителей, насчитывалось 828 прихожан — 448 мужского и 380 женского пола.

В начале 40-х годов XIX ст. была построена колокольня. В 80-х годах XIX века в церкви служили священник Харлампий Платонов, диакон Иоанн Крыжановский, псаломщик Владимир Романов.1

В начале XX века прихожан в церкви насчитывалось 2700 человек (1373 — мужского и 1327 женского пола).

Церковь не располагала земельными владениями; притча по штату при церкви значились: священник Иоанн Александрович Терентовский (он служил, как минимум, до 1918 г.) и псаломщик Александр Крыжановский.2

После революции и создания Советского государства положение православных приходов резко ухудшилось, что неизбежно в условиях проводимой государством церковной политики, главной целью которой, как известно, было уничтожение религии.

К середине 30-х годов закрытия храмов, в том числе в МАССР, приобрели массовый характер. До 1931 г. были закрыты — 26 храмов и молитвенных домов, в 1932 г — 6, в 1933 г. — 10, в 1934 г. — 20, в 1935 г. — 134, в 1936 г. — 70. Пик закрытий пришелся, таким образом, на 1935 г.3

Когда и при каких обстоятельствах была закрыта Всехсвятская церковь — документальных свидетельств пока не найдено.

Во время румынской оккупации Всехсвясткая церковь, как и многие другие, возобновила свою деятельность. Оккупационные власти, пытаясь заручиться поддержкой местного населения, не чинило в этом препятствий, но служили в заново открываемых церквях в основном священнослужители Румынской Православной Церкви. После освобождения Приднестровья от оккупантов открытые церкви и молитвенные дома продолжали действовать. В полной мере это относится и к Всехсвятской церкви; в описи церковного имущества за 1945 г. сказано, что «церковь каменная, на каменном фундаменте, с такой же колокольней, крыта листовым железом», имелся колокол малого размера.4

Настоятелем Св. Всехсвятской церкви в 1945 г, был священник Василий Федорович Портарескул 1891 года рождения, уроженец с. Реймаровка Дубоссарского района, молдаванин. До 1900 г. жил с отцом, псаломщиком с. Кошница Дубоссарского района. В 1900 — 1912 г.г. учился в духовном училище, духовной семинарии. С 1912 г В. Ф. Портарескул начинает свое служение в качестве псаломщика: до 1914 г. в с.Таловая Балка Александрийского уезда, по 1916 г. — в г.Первомайск. В 1922 г. он после рукоположения некоторое время служил в г. Первомайск; затем поочередно переводился священником в с. Карантин Дубоссарского района (до 1924 г.), в с.Гояны (до 1926 г.), в с.Дубово (до 1933 г). В 1933 — 1942 гг. поменял место работы: до 1937 г работал ездовым в г Горловка УССР, до 1942 г. — мотористом шахты №8 в том же городе. С 1942 г. вернулся к священническому служению в с.Дубово Дубоссарского района. В марте 1944 г. с отступающими немецко-румынскими войсками был эвакуирован в Румынию, а в феврале 1945 г. возвратился по репатриации домой, получил назначение священником в г. Дубоссары. В 1946 г. был переведен в г. Григориополь (здесь он зарегистрировался 30.09.1948 г.; являясь священником Воз­несенской церкви, В. Ф. Портарескул временно обслуживал села Делакэу, Дороцкое, Гыртоп, Шипка Григориопольского района), 8 июня 1951 г. — в с.Малаешты.5

Псаломщиком при Всехсвятской церкви распоряжением епископа Кишиневского Иеронима 9 августа 1945 г. был назначен Малай Сергей Иосипович. 1913 г.р., уроженец г. Дубоссары, русский. Вырос в православной семье, его отец служил церковным старостой, с родителями С.И. Малай жил до 1934 г. В 1934-1936 гг. трудился рабочим на Винпроме, был призван в Красную Армию и отслужил один год. Демобилизовавшись, проработал пекарем в пекарне до начала ВОВ. В 1941 г. поступил псаломщиком в церковь в г. Дубоссары. В апреле 1944 г. был угнан в Румынию, «где рыл окопы и справлял дороги», а в сентябре 1944 г. С.И. Малай смог вернуться родной в город.

В 1948 г. настоятелем Всехсвятской церкви был протоиерей Евлампий Брюховецкий. При нем прихожане заключили договор (14 апреля 1948 г.) с Дубоссарским райисполкомом о передачи им в бессрочное бесплатное пользование одноэтажного каменного здания церкви. К договору прилагалась инвентарная опись имущества, подписанная настоятелем храма и членами церковного совета.6

Евлампий Георгиевич Брюховецкий. 1878 г.р., уроженец с.Обозновка Кировоградского района (его отец был священником в селе), русский. Окончил Одесскую духовную семинарию (3 класса, учился в 1896-1899 г.г). Служение начал в 1899 г. псаломщиком в с.Малаешты Тираспольского уезда, работая одновременно учителем в церковно-приходской школе. В 1902-1906 г.г, — псаломщик с.Кучиеры. В 1906-1910 г. — диакон в г. Ананьев. В 1910 г. был рукоположен в священники и назначен в с. Ново-Петровское Тираспольского уезда. В 1924-1935 г.г. был священником в с. Спея Тираспольского района, с 1935 по 1942 гг. работал пчеловодом в колхозе с. Благодатное в Одесской области, а в 1942 г. вернулся к служению — священником в с. Погребы Дубоссарского района, в 1944 г. — в г. Григориополь, с 1946 г. — в г. Дубоссары. 30 февраля 1946 г. получил регистрацию в качестве священника Всехсвятской церкви.7

Отец Евлампий — один из немногих, кому удалось избежать репрессий в 30-е годы, хотя компетентные органы тщательно отслеживали его работу. В документах за 1929 г. в одной из сводок отмечалось, что «в Тираспольском районе поп Брюховецкий проводил среди своих прихожан — крестьян агитацию против кандидатур в советы (выдвигаемыми общественными организациями) …., используя при этом в виде доказательства, неправильную политику партии, наши хлебные затруднения и товарный кризис (в промтоварах)».8 Избегнуть ареста ему удалось, по всей видимости, только в результате переезда в Одесскую область.

В послевоенные годы приход существовал в непростых условиях. Послевоенная разруха привела к обострению жилищного вопроса. Среди населения находились претенденты на жилье, принадлежавшее когда-то церкви. Например, сторожку Всехсвятской церкви намеревалась получить жительница Дубоссар Григоровская; Уполномоченный по делам РПЦ при СНК МССР Роменский в письме от 28 декабря 1945 г. председателю Дубоссарского райисполкома просил принять меры к ее выселению, т.к. согласно инструкции Совета по делам РПЦ при СНК МССР сторожка передавалась Церкви независимо от того, кем она занята.9

В 1950 г. в г. Дубоссары был переведен псаломщик Скрыпник Ипатий Игнатьевич. 1893 г.р., уроженец с. Подойма Каменского района, молдаванин. До 1918 г. жил и работал в сельском хозяйстве в родном селе, затем служил в «русской армии псаломщиком», из армии вернулся в родное село, где тоже служил псаломщиком до 1929 г. В 1929-1933 г.г. — работал в сельском хозяйстве, в 1933-1941 г.г. — в капелле Дойна в г. Тирасполе; до декабря 1943 г работал счетоводом в с. Ключавке, был некоторое время безработным, пока в сентябре 1943 г. получи назначение псаломщиком в с. Карагаш Слободзейского района. 7 февраля 1946 г. был зарегистрирован.10

Сохранились некоторые сведения о церковном активе прихода Всехсвятской церкви. На приходском собрании 30 ноября 1945 г., на котором присутствовало 200 прихожан, в состав церковного правления были избраны: в ревизионную комиссию — Константин Георгиевич ГолубНиколай Савельевич ИзманПантелеймон Федорович Смоквин, в церковный совет — Евфимий Григорьевич ПетровСавва Симеонович ДротьевФеодор Терентьевич Смоквин. В 1946 г: состав ревизионной комиссии прихода изменился: были избраны Симеон Стефанович КобылянскийТерентий Пахомович МитителСтефан Петрович Головко. В 1948 г. состав церковного совета был переизбран, в него вошли Иван Андреевич Тюхтя (помощником старосты), Федор Димитриевич Писаренко (кассир). В 1949 г. были перевыборы ревизионной комиссии, в нее вошли Петр Гаврилович СербинАлександр Павлович РябчукИван Феодорович Войцеховский.

Из 14 членов церковного актива четверо воевали в Великую Отечественную войну:

– Феодор Терентьевич Смоквин, 1908 г. р., молдаванин, из крестьян середняков, окончил церконо-приходскую школу в с.Магала Дубоссарского района, по профессии — столяр. В 1944-1946 гг. служил в Красной Армии, воевал на I Белорусском фронте, был награжден медалью «За победу над Германией»; член церковного совета;

– Феодор Димитриевич Писаренко, 1895 г. р., молдаванин, из крестьян середняков, в 1907 г. окончил начальное народное училище в г. Дубоссары, воевал с 1941 по 1945 г.;

– Александр Павлович Рябчук, 1906 г. р., украинец, из крестьян середняков, в 1917 г. окончил 3 класса народной школы в г. Дубоссары, столяр, мобилизован на войну в 1944 г., был награжден медалями «За отвагу» и «За победу над Германией»;

– Иван Феодорович Войцеховский, 1910 г. р., русский, из крестьян середняков, в 1917 г. окончил 3 класса народной школы в г.Дубоссары, по профессии — столяр; был мобилизован рядовым на войну в 1944 г., награжден медалями «За отвагу» и «За победу над Германией»,
Еще четверо прихожан — членов церковного правления в разные годы служили в царской армии:

– Петр Гаврилович Сербин, 1875 г. р., украинец, из крестьян бедняков, самоучка, в 1914-1918 г.г. воевал на фронтах Первой мировой войны;

– Симеон Стефанович Кобылянский, 1877 г. р., украинец, из крестьян середняков, в 1886 г. окончил 2-х классное городское училище в г. Балта, служащий МТС, в 1900-1903 гг. служил в царской армии в г.Житомире, в 1914-1918 гг. воевал против Австро-Германии при штабе 32-го армейского пехотного корпуса.

– Стефан Петрович Головко, 1885 г. р., русский, из крестьян бедняков, окончил церковно-приходскую школу в 1897 г в г. Дубоссары, по профессии — кузнец, в 1914 г. был мобилизован на войну с Германией, в 1916 г. в связи с ранением демобилизован.

– Иван Андреевич Тюхтя, 1889 г. р., русский, из крестьян бедняков, окончил одноклассное народное училище в г. Дубоссары в 1904 г., столяр по профессии, в 1914 г призван рядовым на службу в царскую армию (до 1918 г.).11

Церковь Всех Святых в г. Дубоссары оставалась действующей до начала 50-х годов XX в., когда ее во второй раз закрыли. Бездействующим храм оставался до конца 90-х годов XX в. В 1997 г. здание было отремонтировано, в 1998 г. престол в храме был освящен Его Преосвященством, преосвященнейшим Юстинианом, архиепископом Тираспольским и Дубоссарским Юстинианом.

Осталось добавить, что в 2007 году исполнилось 210 лет со времени основания Всехсвятской церкви.

Т.И. Царан. «Вопросы истории и культуры». Тирасполь 2009 г.


Примечания:

  1. Е. Казанакли. Дубоссары. Год 1998 // Покровские чтения. Сб. научн. докл. Kh.I.C.47-48.
  2. Памятная книжка для духовенства Херсонской епархии. Сост. Свящ. Феодор Миляновский. Одесса, 1902г. С.181.
  3. АОПОРМ. Ф.49. Оп.1. Д.3759. Л.40.
  4. НАРМ. Ф. Р-3046. Оп. 2. Д.9. Л. 4.
  5. НАРМ. Ф. Р-3046. Оп. 2. Д. 190, Лл. 57, 58.
  6. Там же.Д.9Л1,17-21.
  7. Там же. Л32.Д.188. Л.28,31.
  8. АОПОРМ. Ф.49. Оп.1. Д. 1303. Л.2. Д. 1419. Л.2.
  9. Содоль В.А. К вопросу о взаимоотношениях советского государства и Рус­ской Православной церкви в Молдавской ССР в первые послевоенные годы (по материалам Национального архива Республики Молдова) // Покровские чтения: сб. научн. докл. Кн. 8. Тирасполь, 2006. С. 44.
  10. НАРМ. Ф. Р-3046. Оп. 2. Д.9. Л.26, 27.
  11. Там же. Лл. 2,9-16, 22-24 об.