Всехсвятская церковь г. Дубоссары была основана в 1797 г, по благословлению митрополита Гавриила Бонулеску-Бодони (митрополита Днепровского и Таврического).
Строительство было завершено в 1804 г. и тогда же церковь освятили. Известно, что строился храм на средства купца Михаила Зоянова и его компаньона Ивана Шевича, а плотничьи и столярные работы для церкви выполнял мещанин Михаил Касьянов. Первым настоятелем храма был Никита Климентьев, затем Иоанн Стифанови.
В 1832 г. при Всехсвятской церкви состояло 11 мужчин и 11 женщин церковно- и священнослужителей, насчитывалось 828 прихожан — 448 мужского и 380 женского пола.
В начале 40-х годов XIX ст. была построена колокольня. В 80-х годах XIX века в церкви служили священник Харлампий Платонов, диакон Иоанн Крыжановский, псаломщик Владимир Романов.1
В начале XX века прихожан в церкви насчитывалось 2700 человек (1373 — мужского и 1327 женского пола).
Церковь не располагала земельными владениями; притча по штату при церкви значились: священник Иоанн Александрович Терентовский (он служил, как минимум, до 1918 г.) и псаломщик Александр Крыжановский.2
После революции и создания Советского государства положение православных приходов резко ухудшилось, что неизбежно в условиях проводимой государством церковной политики, главной целью которой, как известно, было уничтожение религии.
К середине 30-х годов закрытия храмов, в том числе в МАССР, приобрели массовый характер. До 1931 г. были закрыты — 26 храмов и молитвенных домов, в 1932 г — 6, в 1933 г. — 10, в 1934 г. — 20, в 1935 г. — 134, в 1936 г. — 70. Пик закрытий пришелся, таким образом, на 1935 г.3
Когда и при каких обстоятельствах была закрыта Всехсвятская церковь — документальных свидетельств пока не найдено.
Во время румынской оккупации Всехсвясткая церковь, как и многие другие, возобновила свою деятельность. Оккупационные власти, пытаясь заручиться поддержкой местного населения, не чинило в этом препятствий, но служили в заново открываемых церквях в основном священнослужители Румынской Православной Церкви. После освобождения Приднестровья от оккупантов открытые церкви и молитвенные дома продолжали действовать. В полной мере это относится и к Всехсвятской церкви; в описи церковного имущества за 1945 г. сказано, что «церковь каменная, на каменном фундаменте, с такой же колокольней, крыта листовым железом», имелся колокол малого размера.4
Настоятелем Св. Всехсвятской церкви в 1945 г, был священник Василий Федорович Портарескул 1891 года рождения, уроженец с. Реймаровка Дубоссарского района, молдаванин. До 1900 г. жил с отцом, псаломщиком с. Кошница Дубоссарского района. В 1900 — 1912 г.г. учился в духовном училище, духовной семинарии. С 1912 г В. Ф. Портарескул начинает свое служение в качестве псаломщика: до 1914 г. в с.Таловая Балка Александрийского уезда, по 1916 г. — в г.Первомайск. В 1922 г. он после рукоположения некоторое время служил в г. Первомайск; затем поочередно переводился священником в с. Карантин Дубоссарского района (до 1924 г.), в с.Гояны (до 1926 г.), в с.Дубово (до 1933 г). В 1933 — 1942 гг. поменял место работы: до 1937 г работал ездовым в г Горловка УССР, до 1942 г. — мотористом шахты №8 в том же городе. С 1942 г. вернулся к священническому служению в с.Дубово Дубоссарского района. В марте 1944 г. с отступающими немецко-румынскими войсками был эвакуирован в Румынию, а в феврале 1945 г. возвратился по репатриации домой, получил назначение священником в г. Дубоссары. В 1946 г. был переведен в г. Григориополь (здесь он зарегистрировался 30.09.1948 г.; являясь священником Вознесенской церкви, В. Ф. Портарескул временно обслуживал села Делакэу, Дороцкое, Гыртоп, Шипка Григориопольского района), 8 июня 1951 г. — в с.Малаешты.5
Псаломщиком при Всехсвятской церкви распоряжением епископа Кишиневского Иеронима 9 августа 1945 г. был назначен Малай Сергей Иосипович. 1913 г.р., уроженец г. Дубоссары, русский. Вырос в православной семье, его отец служил церковным старостой, с родителями С.И. Малай жил до 1934 г. В 1934-1936 гг. трудился рабочим на Винпроме, был призван в Красную Армию и отслужил один год. Демобилизовавшись, проработал пекарем в пекарне до начала ВОВ. В 1941 г. поступил псаломщиком в церковь в г. Дубоссары. В апреле 1944 г. был угнан в Румынию, «где рыл окопы и справлял дороги», а в сентябре 1944 г. С.И. Малай смог вернуться родной в город.
В 1948 г. настоятелем Всехсвятской церкви был протоиерей Евлампий Брюховецкий. При нем прихожане заключили договор (14 апреля 1948 г.) с Дубоссарским райисполкомом о передачи им в бессрочное бесплатное пользование одноэтажного каменного здания церкви. К договору прилагалась инвентарная опись имущества, подписанная настоятелем храма и членами церковного совета.6
Евлампий Георгиевич Брюховецкий. 1878 г.р., уроженец с.Обозновка Кировоградского района (его отец был священником в селе), русский. Окончил Одесскую духовную семинарию (3 класса, учился в 1896-1899 г.г). Служение начал в 1899 г. псаломщиком в с.Малаешты Тираспольского уезда, работая одновременно учителем в церковно-приходской школе. В 1902-1906 г.г, — псаломщик с.Кучиеры. В 1906-1910 г. — диакон в г. Ананьев. В 1910 г. был рукоположен в священники и назначен в с. Ново-Петровское Тираспольского уезда. В 1924-1935 г.г. был священником в с. Спея Тираспольского района, с 1935 по 1942 гг. работал пчеловодом в колхозе с. Благодатное в Одесской области, а в 1942 г. вернулся к служению — священником в с. Погребы Дубоссарского района, в 1944 г. — в г. Григориополь, с 1946 г. — в г. Дубоссары. 30 февраля 1946 г. получил регистрацию в качестве священника Всехсвятской церкви.7
Отец Евлампий — один из немногих, кому удалось избежать репрессий в 30-е годы, хотя компетентные органы тщательно отслеживали его работу. В документах за 1929 г. в одной из сводок отмечалось, что «в Тираспольском районе поп Брюховецкий проводил среди своих прихожан — крестьян агитацию против кандидатур в советы (выдвигаемыми общественными организациями) …., используя при этом в виде доказательства, неправильную политику партии, наши хлебные затруднения и товарный кризис (в промтоварах)».8 Избегнуть ареста ему удалось, по всей видимости, только в результате переезда в Одесскую область.
В послевоенные годы приход существовал в непростых условиях. Послевоенная разруха привела к обострению жилищного вопроса. Среди населения находились претенденты на жилье, принадлежавшее когда-то церкви. Например, сторожку Всехсвятской церкви намеревалась получить жительница Дубоссар Григоровская; Уполномоченный по делам РПЦ при СНК МССР Роменский в письме от 28 декабря 1945 г. председателю Дубоссарского райисполкома просил принять меры к ее выселению, т.к. согласно инструкции Совета по делам РПЦ при СНК МССР сторожка передавалась Церкви независимо от того, кем она занята.9
В 1950 г. в г. Дубоссары был переведен псаломщик Скрыпник Ипатий Игнатьевич. 1893 г.р., уроженец с. Подойма Каменского района, молдаванин. До 1918 г. жил и работал в сельском хозяйстве в родном селе, затем служил в «русской армии псаломщиком», из армии вернулся в родное село, где тоже служил псаломщиком до 1929 г. В 1929-1933 г.г. — работал в сельском хозяйстве, в 1933-1941 г.г. — в капелле Дойна в г. Тирасполе; до декабря 1943 г работал счетоводом в с. Ключавке, был некоторое время безработным, пока в сентябре 1943 г. получи назначение псаломщиком в с. Карагаш Слободзейского района. 7 февраля 1946 г. был зарегистрирован.10
Сохранились некоторые сведения о церковном активе прихода Всехсвятской церкви. На приходском собрании 30 ноября 1945 г., на котором присутствовало 200 прихожан, в состав церковного правления были избраны: в ревизионную комиссию — Константин Георгиевич Голуб, Николай Савельевич Изман, Пантелеймон Федорович Смоквин, в церковный совет — Евфимий Григорьевич Петров, Савва Симеонович Дротьев, Феодор Терентьевич Смоквин. В 1946 г: состав ревизионной комиссии прихода изменился: были избраны Симеон Стефанович Кобылянский, Терентий Пахомович Митител, Стефан Петрович Головко. В 1948 г. состав церковного совета был переизбран, в него вошли Иван Андреевич Тюхтя (помощником старосты), Федор Димитриевич Писаренко (кассир). В 1949 г. были перевыборы ревизионной комиссии, в нее вошли Петр Гаврилович Сербин, Александр Павлович Рябчук, Иван Феодорович Войцеховский.
Из 14 членов церковного актива четверо воевали в Великую Отечественную войну:
– Феодор Терентьевич Смоквин, 1908 г. р., молдаванин, из крестьян середняков, окончил церконо-приходскую школу в с.Магала Дубоссарского района, по профессии — столяр. В 1944-1946 гг. служил в Красной Армии, воевал на I Белорусском фронте, был награжден медалью «За победу над Германией»; член церковного совета;
– Феодор Димитриевич Писаренко, 1895 г. р., молдаванин, из крестьян середняков, в 1907 г. окончил начальное народное училище в г. Дубоссары, воевал с 1941 по 1945 г.;
– Александр Павлович Рябчук, 1906 г. р., украинец, из крестьян середняков, в 1917 г. окончил 3 класса народной школы в г. Дубоссары, столяр, мобилизован на войну в 1944 г., был награжден медалями «За отвагу» и «За победу над Германией»;
– Иван Феодорович Войцеховский, 1910 г. р., русский, из крестьян середняков, в 1917 г. окончил 3 класса народной школы в г.Дубоссары, по профессии — столяр; был мобилизован рядовым на войну в 1944 г., награжден медалями «За отвагу» и «За победу над Германией»,
Еще четверо прихожан — членов церковного правления в разные годы служили в царской армии:
– Петр Гаврилович Сербин, 1875 г. р., украинец, из крестьян бедняков, самоучка, в 1914-1918 г.г. воевал на фронтах Первой мировой войны;
– Симеон Стефанович Кобылянский, 1877 г. р., украинец, из крестьян середняков, в 1886 г. окончил 2-х классное городское училище в г. Балта, служащий МТС, в 1900-1903 гг. служил в царской армии в г.Житомире, в 1914-1918 гг. воевал против Австро-Германии при штабе 32-го армейского пехотного корпуса.
– Стефан Петрович Головко, 1885 г. р., русский, из крестьян бедняков, окончил церковно-приходскую школу в 1897 г в г. Дубоссары, по профессии — кузнец, в 1914 г. был мобилизован на войну с Германией, в 1916 г. в связи с ранением демобилизован.
– Иван Андреевич Тюхтя, 1889 г. р., русский, из крестьян бедняков, окончил одноклассное народное училище в г. Дубоссары в 1904 г., столяр по профессии, в 1914 г призван рядовым на службу в царскую армию (до 1918 г.).11
Церковь Всех Святых в г. Дубоссары оставалась действующей до начала 50-х годов XX в., когда ее во второй раз закрыли. Бездействующим храм оставался до конца 90-х годов XX в. В 1997 г. здание было отремонтировано, в 1998 г. престол в храме был освящен Его Преосвященством, преосвященнейшим Юстинианом, архиепископом Тираспольским и Дубоссарским Юстинианом.
Осталось добавить, что в 2007 году исполнилось 210 лет со времени основания Всехсвятской церкви.
Т.И. Царан. «Вопросы истории и культуры». Тирасполь 2009 г.
Примечания:
- Е. Казанакли. Дубоссары. Год 1998 // Покровские чтения. Сб. научн. докл. Kh.I.C.47-48.
- Памятная книжка для духовенства Херсонской епархии. Сост. Свящ. Феодор Миляновский. Одесса, 1902г. С.181.
- АОПОРМ. Ф.49. Оп.1. Д.3759. Л.40.
- НАРМ. Ф. Р-3046. Оп. 2. Д.9. Л. 4.
- НАРМ. Ф. Р-3046. Оп. 2. Д. 190, Лл. 57, 58.
- Там же.Д.9Л1,17-21.
- Там же. Л32.Д.188. Л.28,31.
- АОПОРМ. Ф.49. Оп.1. Д. 1303. Л.2. Д. 1419. Л.2.
- Содоль В.А. К вопросу о взаимоотношениях советского государства и Русской Православной церкви в Молдавской ССР в первые послевоенные годы (по материалам Национального архива Республики Молдова) // Покровские чтения: сб. научн. докл. Кн. 8. Тирасполь, 2006. С. 44.
- НАРМ. Ф. Р-3046. Оп. 2. Д.9. Л.26, 27.
- Там же. Лл. 2,9-16, 22-24 об.
Апрель 1944 года. Освобождение города Дубоссары
Данные по городу Дубоссары первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года
Да святится имя твое (новое об истории города)
Дубоссары. Основание и развитие города до 1917 г.
Дубоссары. Кровавый сентябрь сорок первого
Из истории православного прихода Всехсвятской церкви г. Дубоссары
Исторические личности. Михаил Кутузов — выдающийся полководец России
Исторический очерк к 55-летию Дубоссарской школы гребли
Размен послов по Ясскому миру 1791г. в Дубоссарах при участии М.И. Кутузова
Село Гармацкое в трудах Подольской епархии «Историко-статистического комитета». Выпуск 9-й. 1901 год
Герой Советского Союза Алферьев Николай Семенович
Народный артист России Бабятинский Валерий Константинович
Митрополит Гавриил Бэнулеску-Бодони
Литературный критик Грекул Исаак
Поэт и писатель Миронов Филипп
Заслуженный врач МССР Нестеров Иван
Поэт и писатель Пономарь Фёдор
Профессор Склифосовский Николай
Книгоиздатель Стрельбицкий Михаил
Книга памяти защитников Приднестровья Дубоссарского района и города Дубоссары
Воины Советской Армии погибшие в годы Великой Отечественной войны
Список расстрелянных осенью 1941 года евреев
Жители села Гояны погибшие на фронтах Великой Отечественной войны
Жители села Лунга погибшие на фронтах Великой Отечественной войны
Жители села Лунга расстрелянные фашистами в годы оккупации 1941-1944
Воины Красной Армии погибшие при освобождении села Лунга в 1944 г.
- И. Шорников. «Зондеркоманда в Дубоссарах»
- И. Рубин. «Дубоссары — книга памяти»
- А. Москалёва (Векслер). «Дубоссарская трагедия, сентябрь 1941 г.»
- В. Дюкарев. «Дубоссары 1989-1992 гг. За кулисами политики»
- Альтернативный взгляд на историю образования города Дубоссары (часть 1)
- Альтернативный взгляд на историю образования города Дубоссары (часть 2)
- Альтернативный взгляд на историю образования города Дубоссары (часть 3)
Карта, изданная в Вене около 1790 года с границами Едисанской орды.
Карта кампаний второй Русско-турецкой войны 1788-1790 гг.
Карта составленная Австрийским Генштабом перед Первой мировой войной.
Карта составленная Л. С. Бергом на основании данных В. Н. Бутовича 1907 года. Петроград 1924.
Немецкая оперативная карта показывающая ход боевых действий в период июль-август 1941