История Дубоссарской таможни

История Дубоссарской таможни связана с окончанием очередной русско-турецкой войны XVIII века, завершившейся заключением в 1791 году Ясского мирного договора. Днестр становится пограничной рекой между Россией и Османской империей «так, что все земли на левом берегу помянутой реки лежащие, имеют остаться в совершенном и беспрепятственном владении Всероссийской империи». С этого времени крылатые сандалии бога торговли Меркурия всё чаще стали останавливаться и на дубоссарской земле.

По указу императрицы Екатерины II из Херсона карантин и таможня переносятся в Очаков, то есть ближе к морю, а по всей Бугско-Днестровской линии учреждались таможни, в том числе и Дубоссарская. Через неё стали проходить многочисленные торговые караваны российских и украинских купцов, следовавшие с разнообразными товарами в Османскую империю и обратно. Дубоссары превращаются в важный пункт южного торгового пути из России в земли, подвластные Турции, который пролегал от Москвы через Орёл, Харьков, Елисаветград.

Таможня XVIII века — это довольно сложный экономический организм, где производился осмотр и взвешивание провозимых товаров, хранение их на складах, сбор пошлинных денег в государственную казну. В связи с частыми эпидемиями чумы или так называемой «моровой язвы» таможня, выполняя медицинские предписания, задерживала товары и купечество в карантине, который длился около полутора месяцев. Поэтому таможня представляла собой ряд складских помещений для хранения товаров, жилых помещений для купцов, пребывающих в карантине, караульных солдат, служителей таможни, врачей, своеобразных пунктов питания и т.п. Недалеко от таможни формировался рынок, где находили сбыт либо конфискованные товары, либо товары, продававшиеся оптом подъезжавшим купцам.

Российская Коммерц-коллегия во главе с Румянцевым Николаем Петровичем — сыном выдающегося русского полководца П. Румянцева-Задунайского — внимательно следила за работой Дубоссарской таможни, что подчёркивало её значимость для торговли России.

В связи с возрастанием притока товаров, в 1804 г. министр Коммерц-коллегии предложил гражданскому губернатору Херсонской губернии Акулову проверить состояние таможен. В ответном донесении отмечалось, что на Дубоссарской таможне требуется «построение пакгаузов (закрытых помещений для временного хранения товаров) для складки привозимых товаров и других необходимых строений, да само здание, где помещается таможня, пришло в ветхость». Провести реконструкцию таможни предполагалось по проекту инженера Владимирова. Сумма затрат должна была составить 16 849 руб. Вскоре жители Санкт-Петербурга и Москвы могли прочитать в «Ведомостях» объявление Коммерц-коллегии о вызове желающих для взятия подряда на постройку таможни в мало кому известном городе Дубоссары во вновь приобретённых областях. В архивах Правительствующего Сената хранится дело по утверждению контракта с тираспольским помещиком коллежским советником Гайосом на построение Дубоссарской таможни.

Российская Коммерц-коллегия выполняла и контролирующие функции. Так, когда в 1802 г. стали приходить жалобы от купцов на директора таможни о том, что он взимает под разными предлогами «пошлинных денег единственно для своего прибытка», коллегия посылает сюда инспектора для проверки.

Расположение таможни в Дубоссарах способствовало оживлению экономической жизни самого города, получившего название Новые Дубоссары. Как писал Павел Сумароков в 1800 г.: «Множество тут лавок с мелочными вещами и разные промыслы жителей приводят весь город в движение». Дубоссарские купцы сами активно включаются в русско-украинско-молдавскую торговлю. Они приобретают за Днестром вино, бакалейные товары, торгуя ими в центральных губерниях России и возвращаясь оттуда со льном, мехами, шерстью, изделиями из железа и т.п.

В донесениях российского консула в Яссах Ивана Северина (российское консульство было создано и для поощрения торговли купцов в молдавских землях, подвластных Османской империи) за 1793 г. о приехавших купцах из России перечисляются и купцы города Дубоссары. В 1796 г. сюда приехало 47 купцов из-за Днестра и из них 15 — дубоссарских жителей. Поездки приобретают регулярный характер. В таможенных документах неоднократно упоминается имя дубоссарского купца Федора Куприянова, возившего вино в Россию.

Правительство Александра I проводило в крае дальновидную политику. 30 января 1802 г. жители Григориополя, а потом и всего Тираспольского уезда, в особенности городов Тирасполь, Дубоссары и Овидиополь, освобождались на 10 лет от платежа податей и поставки рекрутов. Это, несомненно, способствовало экономическому развитию края, в том числе, торговли.

Через Дубоссарскую таможню в Россию поступало значительное количество соли. В 1809 г., в связи с разрешением российского правительства отпускать молдавскую соль всякому желающему, от Могилёва и Дубоссар при таможнях создаются «за счёт казны прочные соляные магазины».

В 1810 г. роль Дубоссарской таможни ещё более повышается. Вероятно, в целях упорядочения взимания пошлины с иностранных товаров, ввоз их был разрешён только через Дубоссарскую таможню. Этим распоряжением создавались благоприятные условия для деятельности купцов города. Но в январе 1812 г. Государственный Совет принимает решение: «молдавскую соль и вино дозволить привозить с прежними пошлинами не только через таможню Дубоссарскую, но и через таможни Могилёвскую, Исаковецкую и заставу Маякскую».

Многочисленные паспорта купцов за 1806 — 1812 гг. свидетельствуют об их пути через Дубоссары в Николаев, Киев, Бердичев, Москву, Макарьев и другие российские города. Объёмы торговли возрастали, требовалась дополнительная рабочая сила. Дубоссарский купец Константин Юрков при проверке на таможне зарегистрировал отправление волосского вина и орехов на тридцати пяти подводах с извозчиками-фурщиками.

Вхождение земель левобережного Приднестровья в состав России в конце XVIII в. включило их во всероссийский рынок. Регион становится транзитным во внешней торговле государства Российского.

Источник: сайт ГТК ПМР